Вхід

Реєстрація
Головна
 
Чернівецький обласний спортивно-туристський клуб ВЕСЛО 
Меню сайту
Категорії розділу
Івано-Франківська область [9]
Чернівецька область [13]
Довідник туриста [41]
Наше опитування
Коли у Вас є час на відпочинок?
Всього відповідей: 172
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Статті » Довідник туриста

Сплав по реке

К сплаву по реке прибегают обычно только в крайних ситуациях. Дело в том, что подготовка самодельных пло­тов, их качественная сборка и умелое управление требуют определенных навыков. К тому же у нас довольно трудно найти место, откуда за пару суток нельзя бы было вый­ти к людям. Да и скорость при сплаве по реке довольно низкая, а проделанный маршрут заметно увеличивается за счет большого количества извилин и петель реки. Но бывают ситуации, когда сплав остается практически единственным возможным решением. Например, если в группе есть раненые или тяжелобольные, которые не могут передвигаться самостоятельно. Сооружать же носилки из сподручных средств и, самое главное, по сути дела, на себе пытаться вынести товарищей — дело очень не простое. Вот тут как раз сплав по реке может стать вашим спасе­нием в аварийной ситуации. Но необходимо учитывать, что сплавляться на самодельных плотах можно только по спокойным равнинным рекам. В такой ситуации плот может заметно облегчить вам жизнь. Чтобы не тянуть все вещи на себе, можно погрузить их на небольшие плоты и на крепких веревках вести их вниз по течению за собой. На таком плоту, конечно же, не должно быть никаких жизненно важных вещей. Все самое необходимое должно быть всегда при вас.

Для сооружения плотов надо использовать стволы сухих деревьев. Стволы выбирают прямые, желательно примерно одной длины и толщины, причем диаметр стволов должен быть не меньше 26 сантиметров. Лучше всего использо­вать сосны и ели. Их стволы необходимо очистить от всех веток и сучков. Ниже в таблице приведены примерные грузоподъемности плотов из различного.количества бревен разного диаметра и длины.

Заниматься рубкой дерева лучше всего поближе к воде, чтобы потом не пришлось долго и с большими усилиями тащить бревна к воде. Нежелательно валить деревья на больших склонах: падая и скатываясь вниз, они могут по­ломаться. Деревья, срубленные выше по течению, разумно не тащить сквозь лес и кусты, а сплавить к тому месту, где будет собираться плот.

Самыми простыми и быстрыми способами вязки плотов являются вязка при помощи клина и крепление попереч­ными жердинами. При такой вязке петли, сделанные из крепкой веревки или проволоки, набрасываются на брев­на, заводятся за поперечный ствол, с силой оттягиваются книзу заостренным клином, который потом вбивается в щель между бревнами (рис. 7а, б).

Для крепления бревен плота поперечными жердинами в уложенных рядом друг с другом стволах с двух сторон выпиливаются или вырубаются глубокие затесы, в которые укладываются крепкие прямые жерди и молодые стволы деревьев. Жерди или стволы скрепляются веревками в пяти—шести местах и стягиваются перекручиванием с по­мощью крепкой короткой палки (рис. 7в). При отсутствии крепких веревок нужной длины можно обойтись и без них. Для этого в бревнах плота делаются специальные пропилы трапециевидной формы, куда сбоку вбивается такой же формы стрела, которую выстругивают из тонких стволов. Для упрощения технологии строительства стрелу можно закреплять с помощью отдельных клиньев, вбиваемых в пазы между бревнами и стрелой (рис. 7г).

Для того чтобы плотом можно было легче управлять, на его носу или корме (а лучше и там и там) устанавливают подгребицы. Это длинные деревянные палки, имеющие форму весел. Крепятся они на плоту таким образом, чтобы могли перемещаться вправо и влево для маневрирования плотом (рис. 7д). Кроме таких подгребиц на плоту необхо­димо иметь несколько длинных и прочных жердей, с помо­щью которых также можно управлять плотом, отталкиваясь ими ото дна, берега и расположенных рядом предметов. Такие шесты должны быть длиной не менее 2—3 метров. Кроме них на плоту необходимы якоря. Самодельные яко­ря можно изготовить из коряг, ветвистых корней, внутрь которых укладываются и привязываются тяжелые камни. Функцию якоря может также выполнять и бросательный конец. Это длинная веревка, к концу которой привязывают мешочек с камнями или песком, который при экстренном торможении кидают, чтобы зацепить за растущие близко к воде деревья и кустарники. Еще один бросательный конец нужно прикрепить к какому-то плавучему объекту и ис­пользовать его как спасательный круг в случае выпадения человека за борт.

Ну что же, плоты готовы, опробованы, и пора при­ступать к сплаву по реке. Предварительно следует выпол­нять целый ряд правил. Находясь на плоту, вы все время должны вести наблюдение за водной поверхностью, что­бы вовремя замечать преграды на пути и опасные места. И расслабляться, считая, что спокойная река уже не может преподнести вам никаких сюрпризов, нельзя. Любая, даже самая спокойная река в любой момент может неожиданно превратиться в бурный поток, совершить резкий поворот и, если к нему не быть готовым, перевернуть ваш плот. Особенно внимательными надо быть в условиях тумана, дождя и плохой видимости. Лучше всего на это время остановиться и дождаться более благоприятных условий для сплава. Действуйте по принципу: лучше сейчас поте­рять час, чем потом весь день. Все находящиеся на плоту люди должны иметь импровизированные спасательные жилеты. Их можно выполнить из совершенно разных материалов: камер от мячей, больших плотных кульков, надутых перчаток, пластиковых бутылок, коры, связок сухого камыша и много другого. Не рассчитывайте только на свою плавательную подготовку, даже самый хороший пловец, измотанный дневной работой и попавший в воду в одежде и обуви, может утонуть. Лучше перестраховаться и потратить время на изготовления спасательных средств, чем потом сожалеть об их отсутствии.

Перемещаться по плоту надо очень осторожно, не раскачивая его, и следить за тем, чтобы не происходило смещение веса на один из бортов плота, нос или корму. Перед тем как вы начнете передвигаться по плоту, надо предупредить всех остальных людей, находящихся на нем. Желательно сделать хоть какое-то подобие ограждения по периметру плота. Все вещи на плоту должны быть собраны в одно место, ближе к его середине. Класть их лучше Не на днище плота, а на подстилку из лапника, веток и цел­лофана, чтобы избежать намокания. К этому стоит отнес­тись очень серьезно. Намокшие вещи очень сильно могут ухудшить ваше положение. Вещи, сложенные на плоту, следует закрепить грузом или — что лучше — веревками, которые можно перекинуть от одного борта плота к друго­му (главное потом за них не зацепиться и не оказаться за бортом). Веревки должны быть натянуты таким образом, чтобы надежно удерживать вещи при движении и в тоже время чтобы их легко было извлечь в случае аварийной ситуации.

На сплавляемом плоту нельзя спать. По крайней мере, большая часть экипажа должна бодрствовать. Известно немало случаев, когда заснувшие люди падали в воду или упускали ценные вещи. Сплавляясь по не очень спокой­ным рекам, старайтесь соблюдать тишину. Так вы сможете услышать шум порогов или, при совсем уж плохом рас­кладе, водопадов. Перед преодолением опасных участков на маршруте необходимо, чтобы все люди на плоту были готовы к экстренным ситуациям. Преодолеть такие места без потерь вам помогут следующие советы. Все мели и перекаты надо проходить по самому глубокому месту. От­личить его можно по более темному цвету воды, большей скорости течения и более ровной волне при ветре. При прохождении быстрин надо заранее смещаться от центра потока к выпуклому берегу, чтобы течение не вынесло вас на вогнутый берег и не развернуло. На любых трудно­проходимых участках старайтесь держаться ближе к берегу, чтобы при аварии быстро выплыть на него. Все подводные препятствия, находящиеся вблизи водной' поверхности, можно распознать по колебаниям воды вокруг них. Вода, переливаясь через такие препятствия, рябит, а ниже по течению «взмыривает». Топляки и мелкие камни можно распознать по характерным кругам на воде и бурунам ниже препятствия.

Очень неприятны и опасны могут быть для сплавля­ющихся заносы и завалы на воде, распложенные поперек реки от одного берега к другому. Обычно такие завалы состоят из поваленных деревьев и плавучего мусора, на­гоняемого течением. Лучше всего такие места обходить, перенося плоты. Но это довольно тяжелая работа, осо­бенно если берег труднопроходим. В таком случае можно попробовать разобрать завал. Делать это следует очень осторожно и не спеша. Разборку начинают с нижней по течению стороны завала и делают с берега при помощи шестов и длинных жердей.

Рано или поздно, сплавляясь по реке, вы столкнетесь с раздвоением реки на два рукава. Выбирать дальнейшее направление движения надо по более полноводному руслу с более быстрым течением. Обычно на таких протоках держатся утки. В особо опасных местах лучше выйти на берег и по нему перенести все вещи. А плот сплавить вниз по течению, удерживая его веревками. Но на местах с сильным течением использовать проводку плота очень рискованно. В таких местах давление воды на плот может быть очень велико и его трудно удержать. Можно приме­нять и отлавливание плота на более спокойных участках реки после отправления его в самостоятельное плавание. Для этого над самой поверхностью реки с одного берега на другой натягивают веревку, с помощью которой и от­лавливают плот. Для облегчения этой задачи заранее на носу и корме плота можно приделать различные крючья и зацепы. При преодолении очень узких мест (между опор мостов) можно распускать плот на отдельные бревна или группы бревен, а потом вылавливать их ниже по тече­нию. В крайних случаях можно разобранные части плота переносить по берегу на себе, но перед этим необходимо убедиться-, что ниже по течению нет подходящего матери­ала для строительства нового плота.

Осталось только лишь пожелать вам никогда не про­верять на себе все советы и указания в экстремальных ситуациях. А вот организовать специальный сплав на самодельных плотах при хорошо подготовленной к это­му группе может быть весьма интересно и увлекательно. Удачных вам путешествий!

Категорія: Довідник туриста | Додав: Lubomir (15.05.2010) | Автор: В.В.Онищенко
Переглядів: 1203 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Форма входу
Пошук
Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2024
Безкоштовний хостинг uCoz