Вхід

Реєстрація
Головна
 
Чернівецький обласний спортивно-туристський клуб ВЕСЛО 
Меню сайту
Категорії розділу
Івано-Франківська область [9]
Чернівецька область [13]
Довідник туриста [41]
Наше опитування
Коли у Вас є час на відпочинок?
Всього відповідей: 172
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Статті » Довідник туриста

Материалы рюкзака

Ткань. От прочности ткани во многом зависит долговеч­ность рюкзака (немаловажны также швы и конструктивные особенности, но об этом чуть позже). Большинство рюкзаков шьется из синтетических тка­ней. Самыми распространенными среди них являются Cordura и Oxford, последняя имеет еще одно название — авизент. Oxford мягче и легче, чем Cordura, но менее проч­на. Появляются и новые материалы — например TitanTex, в который вплетены сверхпрочные волокна. Для увеличе­ния прочности некоторые производители армируют ткани кевларовыми нитями. Патентом на большинство подобных материалов обладает компания DuPont. Часто приходится сталкиваться с китайскими подделками, которые дешевле, но и менее прочны.

Cordura бывает разной плотности, маркируется цифра­ми до 1000 включительно. Чем выше цифра, тем прочнее и тяжелее ткань. Поэтому типы тканей комбинируют: в наиболее истираемых местах ставят более тяжелую ткань, менее ответственные узлы изготавливают из более легких материалов.

Все эти ткани имеют водонепроницаемый слой, что не всегда можно считать однозначным плюсом. Во-первых, через швы рюкзак все равно рано или поздно промок­нет, во-вторых, сохнуть он будет очень долго, в-третьих, пропитка не слишком долговечна. Поэтому до сих пор встречаются рюкзаки, сшитые из простого технического капрона, который использовался и 10—20 лет назад. Ткань без пропитки быстро промокает, но зато и очень быстро сохнет.

Для того чтобы рюкзак не промокал снизу (например, чтобы его можно было поставить на мокрую траву или на снег), дно делают из плотной абсолютно непромокаемой ткани — из тезы и ее аналогов, идущих на изготовление байдарок и катамаранов.

Еще один важный момент — так называемый «горячий крой». Это означает, что края всех деталей рюкзака, вы­полненных из синтетических тканей, должны быть обяза­тельно оплавлены. Иначе рано или поздно под нагрузкой ткань будет истрепываться. Если рюкзак изготовлен не из синтетики, то края должны быть обтачаны или обработаны оверлоком.

Нитки. Рюкзаки шьют прочными синтетическими нитками (полиамид, капрон или капрон-лавсан). При этом прочность нити должна соответствовать прочности ткани, иначе шов под нагрузкой может прорезать ткань. Поэтому в тех редких случаях, когда рюкзак изготавли­вают из брезента или его аналогов, нитки тоже берут хлопчатобумажные. Концы швов застрачивают, то есть проходят на швейной машинке несколько раз взад-вперед. При самодельном изготовлении капроновые нитки еще и оплавляют зажигалкой — образуется небольшой шарик расплавленного капронового волокна, который не дает нитке проскочить через ткань. В промышленных образцах так уже не делают.

Стропы. Еще один важный элемент любого рюкзака — стропы, из которых изготовлены лямки, поясник, боковые стяжки и все прочие регулировки объема. Де-факто стан-То- I дартом являются капроновые стропы разной плотности и ширины. Обычная ширина — 15, 20, 25, 30 и 50 мм. Для каждого варианта — свое предназначение.

Самые узкие стропы идут на всевозможные дополни­тельные элементы, крепление внешнего груза, ледоруба, коврика и тому подобных вещей. Стропы 20 мм уже могут использоваться для боковых стяжек — на этом достигается небольшое снижение веса. Наиболее популярная, базовая ширина — 25 мм. Большинство строп на рюкзаке именно такой ширины. Фурнитура тоже чаще всего рассчитана на такое значение, поэтому проще найти в продаже пряжку взамен сломавшейся. Стропы 30 и 50 мм используются для поясного ремня, причем 50 мм предпочтительнее.

Концы строп либо срезают наискось, что облегчает вдевание в пряжку, либо зашивают в 2—3 слоя, что пре­пятствует самопроизвольному выскальзыванию кончика из пряжки (особенно важно на пряжках-фастексах, которые в противном случае могут потеряться). Еще один вари­ант — конец ремня сшивают достаточно большой петлей, куда можно просунуть ладонь в рукавице. Это делается в расчете на работу при предельно низких температурах, когда работать голыми руками невозможно.

Стропы бывают мягкие и жесткие. Для пряжек лучше мягкая стропа, а жесткая идет на всевозможные ручки и петли. Плотность — важная характеристика, имеющая прямое отношение к долговечности.. Слишком «рыхлая» стропа быстро начинает трепаться, особенно в пряжках с зубчиками, она может перекручиваться в пряжках, сильно тянуться под нагрузкой и вообще вести себя самым непо­добающим образом. С другой стороны, слишком плотная стропа становится жесткой, ее трудно затянуть.

Стропы имеют и функцию дизайна. Крупные фирмы-производители ставят на свои изделия стропу со своим логотипом, затейливым орнаментом или просто хорошо сочетающимся с остальными элементами цветом.

Фурнитура. Фурнитура — это пряжки, молнии и все прочие крючочки-застежки на вашем рюкзаке. Они должны быть прочными и удобными. В зимних путешествиях работать с пряжками приходится в рукавицах, и это4 предъявляет очень жесткие требования к эргономичности фурнитуры — плохо, если надо снимать рукавицы, чтобы залезть в рюкзак.

Еще недавно считалось, что самая прочная фурниту­ра — металлическая, но оказалось, что хорошая пласти­ковая пряжка способна выдержать не меньшие нагрузки, а вес при этом заметно снижается. При очень сильных морозах пластиковые пряжки становятся хрупкими и требуют большой деликатности в обращении, без резких рывков и ударов.

Самый популярный элемент фурнитуры на рюкзаке — «трехщелевая» пряжка. Она позволяет затягивать стропу и применяется на лямках, боковых стяжках, для крепления клапана со стороны спины. Пряжка должна соответство­вать ширине стропы. Необходимо, чтобы стропа жестко фиксировалась в пряжке и при этом легко затягивалась. Это зависит не только от свойств самой стропы, но и от геометрии и материала пряжки. Поскольку на такой фур­нитуре крепятся лямки, требуется повышенная прочность. Хорошая пластиковая «трехщелевая» пряжка шириной 25 мм выдерживает рывок в 200 кг, металлическая — чуть больше.

На поясном ремне необходима пряжка-самосброс. Во времена самодельного снаряжения на поленики ставили автомобильные ремни безопасности или ремни от само­летных кресел (не секрет, что в результате массового увле­чения туризмом в половине самолетов в СССР выполнить указание «пристегните ремни» не представлялось возмож­ным). Более законопослушные граждане были вынуждены самостоятельно выпиливать пряжку из металла (который тоже где-нибудь «доставали»).

Самосброс на пояснике — требование безопасности. Важно, чтобы в критической ситуации можно было мгно­венно освободиться от рюкзака. Существует два современ­ных варианта поясной пряжки — фастекс и собственно «самосброс». Фастекс (есть еще термин «трезубец») удобнее застегивать, «самосброс» — расстегивать. Фастекс кон­структивно сложнее и поэтому менее надежен. Наиболее часто пряжки на поясном ремне ломаются не от исполь­зования при каких-то экстремальных нагрузках, а потому что на них наступают, когда рюкзак лежит на земле.

Важно, чтобы пряжки поясника не были намертво пришиты, иначе «убитую» пряжку трудно заменить, при­дется распарывать швы. Все сказанное справедливо и для пряжек клапана, с тем лишь исключением, что на них труднее наступить.

Для крепления альпинистских кошек, дополнительного объема, навесных карманов, коврика и вообще чего угодно на рюкзак пришивают пластиковые накладки с прорезями. Это наименее подверженный поломкам элемент фурниту­ры — просто нечему ломаться.

Для затягивания шнурков, например на горловине рюкзака, используются зажимы-«танки». В использовании зажимы очень удобны, но под нагрузкой все равно «едут», не могут намертво зафиксировать шнурок.

Полезные мелочи — «колокольчики» на конце шнур­ков, позволяющие ухватиться в рукавиЦе. Стоит обратить внимание и на то, как сделаны в рюкзаке отверстия для шнурков. Это могут быть металлические люверсь! или на­кладки из кожи. Кожа легче, проще в ремонте и замене, но менее долговечна. Люверсы имеют неприятное свойство частично отрываться от ткани.

Помимо этой основной фурнитуры, существует еще великое множество всякого эксклюзива. Некоторые фир­мы специально заказывают необычные пряжки, чтобы их продукция отличалась от конкурентов. По большому счету, это все непринципиально, но попадаются и очень удачные решения. С нестандартной фурнитурой могут возникать проблемы при необходимости замены вышедшей из строя пряжки: очень часто ломается «трезубец» фастекса, и если он нестандартный, то вы никогда не найдете аналог и придется менять весь узел целиком, распарывать швы, перешивать ремни...

Отнесем к фурнитуре и застежки-молнии. Их делят на два типа: «витые» и «трактор». «Трактор» — это молния с крупными зубьями, каждый из которых отдельно закреплен на тканной основе. При движении бегунка такая молния издает характерный звук работающего вдали трактора. Витые молнии изготавливают по другому, зубья образу­ют непрерывную витую леску. Такие молнии дешевле. Вопреки расхожему мнению, они служат достаточно долго. «Трактор» тоже не гарантия — иногда у него начинают выпадать зубья.

Из производителей традиционно ценится УКК Мно­гие фирмы сейчас заказывают на специализированных фабриках замки для молний с собственной символикой, так что определить, кто же настоящий производитель, не всегда возможно.

Категорія: Довідник туриста | Додав: Lubomir (02.06.2010)
Переглядів: 853 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Форма входу
Пошук
Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2024
Безкоштовний хостинг uCoz