Вхід

Реєстрація
Головна
 
Чернівецький обласний спортивно-туристський клуб ВЕСЛО 
Меню сайту
Категорії розділу
Івано-Франківська область [9]
Чернівецька область [13]
Довідник туриста [41]
Наше опитування
Коли у Вас є час на відпочинок?
Всього відповідей: 172
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Головна » Статті » Довідник туриста

Конструкция рюкзака

Форма. Форма основной емкости рюкзака определяется его предназначением и законами физики. Чем выше центр тяжести рюкзака и чем ближе он расположен к спине че­ловека, тем легче нести груз. С другой стороны, рюкзак не должен быть намного шире плеч — будет цепляться за все в лесу, не во всякую дверь можно пройти. Поэтому современные рюкзаки преимущественно высокие и узкие. Возможность «роста» вширь остается в виде крепления дополнительного груза сбоку.

Объем рюкзаков измеряют в литрах. Однако не все так просто! Измеряют эти литры по-разному. Самый простой способ — перемножить высоту, ширину и толщину. Но это дает верный результат только при прямоугольной форме мешка. Более продвинутый способ, которым пользуются западные фирмы (кроме шуток!), в тестовый образец на­сыпают песок литровыми кружками. Сколько влезло «под завязку» — такой и объем. Еще один момент — учитывается объем карманов и клапана или нет. Фирмы решают на свое усмотрение, поэтому, если на рюкзаке написано, что его объем 60 литров, то это еще ничего не значит.

Обычно рюкзаки делают слегка расширяющимися кверху. Это, с одной стороны, облегчает укладку вещей, с другой — содержимое как бы прессуется при переноске. Кроме того, таким образом немного повышается центр тя­жести. Но иногда можно увидеть обратную картину — рас­ширяющиеся книзу рюкзаки. Объяснение простое: бывают случаи, когда высокий центр тяжести опасен, например при спусках на лыжах. Но носить большой вес в таких рюкзаках намного тяжелее.

Есть еще один вариант — когда емкость рюкзака обра­зует своего рода наплывы на поясной ремень. Это частично решает указанную выше проблему: центр тяжести низко, но все равно максимально совмещен с центром тяжести человека. Ъднако укладывать такой рюкзак сложнее, и в эти острые\углы положить удается только какие-то мягкие вещи, не имеющие большого веса и в итоге не влияющие на общее распределение массы.

В сечений рюкзаки бывают круглые (на самом деле — овальные) и прямоугольные. Овальными делают мягкие рюкзаки, это позволяет более удачно разместить свернутый по кругу коврик, заменяющий каркас. Большинство кар­касных рюкзаков имеет прямой край со стороны спины. Рюкзаки среднего объема (50—60 литров) и большого (свы­ше 60) часто делают с разделением основной емкости на две части. В просторечии нижнюю часть называют «подвалом». Для доступа в «подвал» вшивается отдельная молния, а раз­деляющая перегородка («диафрагма») застегивается либо тоже молнией, либо выполнена в виде тубуса. «Подвал» теряет смысл в случае, если в мягкий рюкзак вставлен по кругу коврик — открыв молнию, вы не сможете проник­нуть внутрь. У разделения на ёмкости есть сторонники и противники. По мнению последних, удобство «Подвала» полностью нивелируется снижением прочности — любой элемент, усложняющий изделие, уменьшает надежность. С другой стороны, бывает весьма кстати не разбирать весь мешок для того лишь, чтобы достать теплую шапочку или рукавицы со дна рюкзака.

В верхней части основной емкости рюкзака делают тубус из более легкой ткани — это позволяет при необхо­димости дополнительно увеличивать объем.

В специфических областях применения бывают кон­струкции с возможностью доступа в основную емкость рюкзака не сверху, а сбоку. Например, так делают упаковки для байдарок и прочих средств сплава; примерно та/ же устроены рюкзаки для переноски парапланов и кайтов.

Подвесная система. Подвесной системой называют способ крепления рюкзака к вашему телу — то есть лямки и поясник, их взаимное расположение, возможность ре­гулировки и т. п. Сейчас подвесные системы в основном делают регулируемыми, ведь фирмы шьют рюкзаки на не­коего «среднего» покупателя и необходима индивидуальная подгонка под фигуру. /

Самодельные рюкзаки, сшитые «под себя», часто не имели регулировок подвесной системы — ,автор и так знал (методом проб и ошибок), на какой высоте должны быть пришиты лямки и какая у него ширина плеч. Такой подход позволял добиться экономии веса и увеличения прочности — поскольку конструкция проще.

Однако вернемся к регулируемым системам. Чаще всего регулируется только один параметр — высота точки крепления лямок относительно поясного ремня. Иногда регулируемой делают также точку крепления к лямкам верхней оттяжки (в одной старой книжке это называлось «ремни противооткидывания верха рюкзака»). Совсем редко встречается регулируемая высота точки крепления поленика относительно дна рюкзака.

Многие фирмы дают своим подвесным системам не­понятные аббревиатурные имена. На самом деле все под­весные системы примерно одинаковы и значение имеют лишь прочность и как можно меньшие размеры. Согласи­тесь, что если какая-нибудь система будет впиваться вам между лопаток, то звучность имени отойдет на задний план. Для того чтобы этого не происходило, конструкторы придумывают всевозможные подушки-накладки в области поясницы.

К подвесной системе относится также грузовая петля рюкзака. Это ручка из стропы, за которую рюкзак мож­но подвесить или просто поднять. Обычно ее делают со стороны спины, иногда — и с обратной стороны, и с боков. Главное, чтобы она была очень прочной и хорошо пришитой.

В самодельных моделях, специально спроектированных для лкжных походов, пришивают еще одну грузовую петлю на поясник со стороны спины. Петля направлена вниз, и к ней могут цепляться санки. Если пришить такую петлю просто на рюкзак, то санки будут тянуть его назад, нарушая центр тяжести системы «человек-рюкзак». При правильном расположении на поленике вся нагрузка приходится на бедра человека, и тянуть санки гораздо легче.

Лямки. Лямки должны отвечать основному требова­нию — быть удобными. Именно в конструкции лямок заложено 80 % удобства ношения рюкзака.

Прежде всего, лямки должны быть пришиты по фи­гуре, или же должна быть предусмотрена возможность их регулировки. Это касается и высоты точки крепления, и расстояния между лямками. Слишком широко раздвинутые лямки будут спадать с плеч. Проблема частично компен­сируется грудной стяжкой между лямками, но она может стеснять дыхание. Это скорее атрибут маленьких рюкзаков для соревнований, где приходится бегать или совершать резкие движения.

Форма лямок — серповидная или Б-образная. Прямые лямки менее удобны, они неизбежно сминаются, принимая форму плеч.

Лямки рюкзака в местах соприкосновения с телом человека должны быть мягкими. Обычно для этих целей используется полиэтиленовая и полиуретановая пена. Современная конструкция лямок представляет собой мно­гослойный сэндвич из разных материалов.

Очень ответственный узел конструкции лямок — точка их крепления снизу. Существует несколько вариантов: к месту стыка спины и боковых сторон, ко дну рюкзака, на поясной ремень... Каждый способ имеет свои преимуще­ства и недостатки. Сейчас наиболее распространено креп­ление лямок на стык спины и боковин. Это место должно быть укреплено дополнительным слоем ткани.

Пряжки регулировки длины лямок должны затягивать­ся книзу, чтобы можно было подогнать лямки, уже надев рюкзак. Пряжки на лямках должны выдерживать большую нагрузку.

чКак уже было отмечено, современная конструкция лямок предполагает наличие оттяжки, идущей от верха плеча к верхней части основной емкости рюкзака. Это ремни, которые не дают рюкзаку откидываться от спины. Положение лямок и точка пришива этих ремней должны иметь такое взаимное расположение, чтобы ремни как бы продолжали вверх линию лямок от плеч, начинаясь в области ключцц.

Ширина самих лямок в среднем около 7—8 см. Это достаточно для комфортной переноски даже очень тя­желых грузов; более широкие лямки спадают с плеч или, наоборот, врезаются в шею.

Поясной ремень. Поясной ремень позволяет перенести часть нагрузки с плеч на поясницу, на бедра. Это оправ­дано анатомией человека. Но важно, чтобы пояс сидел именно на бедрах.

Поясники бывают пришитые и съемные. Второй ва­риант предпочтительнее. Ширина поясного ремня — не менее 10 см, желательно анатомической формы, обле­гающей бедра. Внутри устройство поясника аналогично конструкции лямок.

Часто поясной ремень снабжают дополнительными оттяжками на боковины рюкзака — это позволяет при­тянуть емкость к бедрам, рюкзак более плотно сидит на человеке, не болтается. Удобно, если пряжка поясника легко затягивается в рукавице — пояс застегивают, а потом уже затягивают, при надетом рюкзаке.

Швы. Важно, какими швами и как сшит рюкзак. Су­ществует много типов швов, они отличаются прочностью и трудоемкостью в изготовлении. По понятным причинам производители стремятся к компромиссу между прочно­стью и сложностью технологии (к уменьшению себестои­мости).

Наиболее «правильный» шов для основной емкости рюкзака — бельевой, или «запошивочный», он должен работать на сдвиг, а не на отрыв (стачной шов). Все силовые элементы (точки крепления лямок, пояса, стяжки, ручки) должны пришиваться на усиления (стропу, дополнитель­ный слой ткани) и ни в коем случае не просто в шов!

Традиционно слабые места — верхняя и нижняя точки крепления лямок, пришив боковых стяжек. Часто отры­ваются пришитые «не на месте» карманы. В каркасных рюкзаках металлические латы норовят прорвать ткань и вылезти наружу.

Клапан. Клапан сверху рюкзака — непременный ат­рибут любых моделей объемом свыше 40 литров (кроме специфических рюкзаков типа упаковок для байдарок). Он не только закрывает верх мешка от дождя или снега, но также является дополнительной емкостью, позволяет положить в него вещи первой необходимости, чтобы они все время были под рукой.

По своей конструкции клапаны бывают пришитые и «плавающие». Во втором случае можно регулировать распо­ложение клапана на рюкзаке в зависимости от его высоты. Можно и вообще отстегнуть клапан и использовать его от­дельно в качестве поясной сумки или небольшого рюкзачка (если такое предусмотрено конструкцией клапана).

Объем клапана может колебаться в довольно широких пределах. В любом случае важно, чтобы молния позволяла широко расстегивать клапан и свободно класть или доста­вать вещи, например карту или фотоаппарат.

К основной емкости рюкзака «плавающий» клапан крепится на пряжках, которых может быть 2—3 со стороны спины и 1—2 с обратной стороны (в зависимости от шири­ны рюкзака). Со стороны спины ставят обычно «трехще-левые» пряжки, а с лицевой стороны — фастексы или «самосбросы». На старых самодельных рюкзаках клапан часто крепили просто на резинках-эспандерах, застегивая металлические крючки за специально пришитые кольца.

На клапане может быть один или несколько допол­нительных карманов как снаружи, так и с внутренней стороны.

Стяжки. Стяжки нужны для регулирования объема рюкзака. Сразу следует сказать, что чаще всего стоит обратная проблема — сделать из большого рюкзака еще больший, а не наоборот. Но все-таки стяжки необходимы, поскольку позволяют утянуть весь объем, превратив сло­женный рюкзак в монолитный «кирпич», который гораздо легче носить.

В идеале стяжки должны образовывать замкнутый ре­менный «каркас» вокруг рюкзака, и вся нагрузка должна приходиться именно на ремни. Так было сшито большин­ство хороших самодельных рюкзаков. Сейчас производи­тели экономят на стропах и часто вшивают их прямо в боковой шов. Такая конструкция получается ненадежной, поскольку нагрузка приложена к одной точке и «работает» на отрывание. Более удачный вариант — если стропа при­шита через дополнительный треугольник плотной ткани, распределяющий нагрузку на большую площадь.

Другой, несколько устаревший тип боковых стяжек — это шнуровка. На мой взгляд, шнуровка менее удобна. Единственный ее плюс — это некоторое снижение веса, но оно незначительно, особенно при использовании плас­тиковых пряжек.

Помимо боковых и вертикальных стяжек, на рюкзаках ставят также дополнительную стропу, позволяющую затя­нуть основной объем сверху, но под клапаном. Это очень удобно, если вы запихиваете в уже набитый до отказа рюкзак пуховку или другую мягкую вещь. Дополнительная стропа позволяет спрессовать объем под клапаном.

Карманы. Карманы удобны для хранения мелких пред­метов. В самодельных рюкзаках разнообразие форм кар­манов и мест их расположения не поддавалось описанию: были карманы, специально сшитые под витиеватую форму любимой миски, карманы для карт (игральных), потайные внутренние карманы для денег и документов...

В промышленных моделях местоположение карманов более стандартизовано. Обычно их располагают на задней стороне, но это не очень удобно, поскольку рюкзак кладут па землю (в грязь, на мокрый снег) как раз карманами вниз. Если еще и сесть на рюкзак, то хрупкие вещи можно раздавить. Молнии на карманах будут быстро выходить из строя. Многие производители отказываются от карманов, ограничиваясь клапаном.

К карманам относят и планки для вставки груза внизу по бокам рюкзака. Такие кармашки помогают переносить снаружи весла, удочки, топоры, пилы и пр. В этом случае конец переносимого предмета вставляется в кармашек, а сам предмет прижимается к рюкзаку боковыми стропами. Хорошие конструкторы добавляют в такой кармашек до­полнительный элемент — сквозное отверстие, декориро­ванное люверсом. Смысл его в том, чтобы набившийся в кармашек снег при таянии стекал наружу.

Навеска. Раньше считалось, что снаружи мешка ни­чего болтаться не должно, и если рюкзак выглядит как новогодняя елка, хозяин просто не умеет его укладывать. В принципе это верно, но все-таки бывают случаи, когда рюкзак физически не способен вместить все предметы, да и не всем вещам на маршруте место внутри — веревку, кошки, ледовый инструмент удобнее носить снаружи.

Современные экспедиционные и штурмовые рюкзаки имеют целый ряд традиционных мест для крепления внеш­них грузов. Во-первых, это уже упоминавшиеся ремни для кошек сверху клапана. Веревку, палатку, узкий коврик можно прикрепить снизу-сзади рюкзака, под дном, для чего там также пришиты ремни с пряжками. Если на рюкзаке нет задних карманов, то удобно крепить коврик сзади вертикально вдоль рюкзака. Для переноски ледоруба на стыке задней стенки с дном пришиты петли из стропы, за них заводится ледовый инструмент.клювом вниз, а ру­коятка фиксируется стропой с «липучкой» или пряжкой.

Дополнительные емкости — крайний вариант карманов. Их навешивают сзади или по бокам.

Встречаются разные полукольца и карабинчики для крепления предметов на лямке — от рукавиц до ножа и фляжки.

Категорія: Довідник туриста | Додав: Lubomir (03.06.2010) | Автор: В.В.Онищенко
Переглядів: 1806 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Додавати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі.
[ Реєстрація | Вхід ]
Форма входу
Пошук
Друзі сайту

Copyright MyCorp © 2024
Безкоштовний хостинг uCoz